Интервью с епископом Городецким и Ветлужским Августином

Взять интервью у епископа Городецкого и Ветлужского Августина было моей давней мечтой. С тех пор, как впервые услышала его проповедь в Уренском храме, желание видеть и слушать этого человека не пропадало. Однажды мне повезло. Это было на международном форуме «Святость материнства» в Москве, где выступление нашего владыки по поводу необходимости возрождения семейных ценностей было самым ярким и убедительным. С тех пор прошло более пяти лет. Звонок настоятеля храма Трёх Святителей протоиерея Валерия с предложением взять интервью у епископа Августина застал меня врасплох. Я дома, в отпуске, но другого шанса уже не будет… В пятницу в девять утра я уже стояла с фотоаппаратом и записной книжкой на пороге Арьёвского храма. В этот день здесь был престольный праздник, и епископ Августин вёл праздничное богослужение. Разговор с владыкой состоялся в шестом часу вечера за столом в трапезной в окружении других людей. Честно говоря, к такой обстановке я не была готова. К тому же было страшно задавать вопросы человеку такого уровня святости и интеллекта, который всё видит, на всё обращает внимание и легко считывает информацию по глазам.

ВЛАДЫКА, сегодня в храме – женщины, в школе – женщины, дома – женщины. Скажите, пожалуйста, как воспитать из нынешних мальчиков на- стоящих мужчин, если представление о мужестве в нашем обществе практически отсутствует? – Сегодня и женщина перестала быть женщиной. Получив равные права с мужчиной, она стала шахтёром, сталеваром, врачом, учителем, инженером, а уж только потом женой и матерью. Забыв о своём главном назначении – воспроизводить род человеческий, женщины перестали быть царицами дома, пренебрегают своей обязанностью ждать мужа, служить ему, утешать его, если он находится в тяжёлом состоянии. Они до- шли до того, что убивают своих детей ещё в утробе, бросают их в роддомах, лишаются их из-за собственного пристрастия к спиртному. Только по официальной статистике в России ежегодно делается более миллиона абортов, порядка 62 % заключённых браков распадается, 482 тысячи детей являются сиротами. И виноваты в этом не только мужчины. Если в доме женщина негодная – конец дому. Если жена негодная – конец мужу. Если мать негодная – конец детям. Так что не толь- ко мальчикам, но и девочкам трудно найти в своём окружении тех людей, на которых они хотели бы быть похожи. Однако, если в семье есть мать и отец, это уже хорошо. Ответственность за семью возложена Богом на мужчину, он добытчик и глава. Только ему Господь дал разум принимать решения и брать на себя ответственность, говоря «да-да» или «нет-нет». Женщина на это не способна, она всегда мечется между «да» и «нет». Но именно женщина рожает и воспитывает детей и будущих мужчин тоже. Она решает, за кого выходить замуж, от кого рожать детей, она рас- сказывает или не рассказывает им историю своего рода, читает или не читает им книги, поёт или не поёт колыбельные, учит или не учит справляться с домашними делами. От неё зависит, какие из её сыновей вырастут мужья и защитники Отечества. Вся наша история свидетельствует, что возле каждого великого мужчины, который сделал в жизни что-то значительное, была достойная женщина. У одних – это мать, у других – жена, у самых счастливых – и та, и другая.

– Расскажите, пожалуй- ста, о своих родителях, которые воспитали из вас не только настоящего мужчину, но и человека, посвятившего свою жизнь служению Богу, Родине и людям. – Мой отец, Иван Ильич Анисимов, прошёл войну. Был он человеком умным и изобретательным, с любой работой справлялся самостоятельно, никогда не курил и не ругался. Красивый, деликатный, папа не имел высшего образования, потому что оно подразумевало вступление в партию, а его отец был священником. Авторитет отца и деда в нашей семье был настолько высок, что для меня было настоящей трагедией чем-то огорчить их. А вот мама всегда нас с сестрой любила, жалела и прощала, поэтому ей было не страшно признаться в своих проступках и шалостях.

– Какие качества воспитали в вас ваши родители? – Всей своей жизнью они нас учили заботиться друг о друге. С младенчества я чувствовал себя нужным и старался во всём помогать маме и папе. Чувство ответственности передавалось вместе с мастерством и бытовыми навыками. На нём всё и держится, а без него человек перестаёт быть человеком.

– А как же счастливое, беззаботное детство? – Вы думаете, когда ребёнок живёт без забот, он может быть счастливым? Испокон веков на Руси ребёнка с малых лет начинали приучать к делу. Александра Невского, к примеру, в трёхлетнем возрасте уже посвятили в воины. И вырос из него великий защитник земли Русской, человек высоких моральных качеств, достигший святости. Вы думаете, он не был счастлив?! По-моему, само слово «счастье» – это стать частью. В большой семье – это как-то само собой разумеется, а вот когда ребёнок один и всё для него, очень трудно не стать эгоистом и не искалечить жизнь себе и своим близким.

– Что нужно делать, чтобы воспитать детей хорошими? – Нужно самим хорошими стать. Пророк Давид говорил: «Отойди от зла и сотвори благо». Чтобы сотворить благо, надо сначала отойти от зла. Я не могу делать зло и в это же время делать благо. Поэтому Господь даёт две группы заповедей: четыре заповеди о любви к Богу и шесть заповедей о любви к тем, кто рядом. Чти отца и матерь свою, не убий, не укради, не прелюбодействуй… Речь идёт о том, что если у меня нет любви к человеку, то я и украду, и убью, и что угодно сделаю. То есть, чтобы исполнить заповедь, нужно измениться внутри. Внутри стать другим. Господь говорит: «Царство Божие внутри вас есть», «Будьте совершенны, как отец ваш небесный совершенен есть!»

– По-моему, для современного человека такое совершенство недостижимо. – Для человека, может, и нет, а для Господа всё возможно. Для возвращения человека в первозданное качество Бог дал нам церковь. Какого совершенства он от нас ожидает? Духовного или нравственного? Многим кажется, что между этими словами нет разницы. Но разница есть. Нравственность – это соблюдение заповедей Бога, которые формируют наше поведение: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Духовность – это наше внутреннее качество, со- стояние нашего сердца, души, ума, воли. Духовность формируется через наши личные отношения с Богом: это молитва, участие в богослужениях, крестные ходы, поездки по святым местам, изучение Священного писания и житий святых. Духовность невозможна без исповеди и причащения. Мы причащаемся Тела и Крови Бога.

– Многие люди плохо представляют, что такое исповедь, и не знают, за- чем нужно исповедоваться. – Исповедь – это диагностика. Прежде чем сказать, какое у меня заболевание, врачи дела- ют диагностику: берут анализы, назначают обследования. То есть, чтобы понять, что с нашей душой не так, мы должны прежде всего сами в себе разобраться, прийти на исповедь и рассказать священнику о своих грехах. Некоторые принимают исповедь за покаяние, на самом деле исповедь – это лишь признание перед Богом своих грехов, которое способствует покаянию – отказу от них в дальнейшей жизни. 

– Владыка, вы часто говорите о великой миссии России, называете её Святой Русью. В чём источник вашего оптимизма? – Страна, обладающая такими природными богатствами, огромной территорией и уникальным народом, который, возвращаясь к Отцу своему небесному, вновь строит храмы, не может быть ни побеждена, ни уничтожена. В девятом веке князь Владимир через крещение и покаяние из разрозненных враждующих княжеств создал единое государство – так родилась Святая Русь. Она и по сей день святая, только мы забыли об этом и попираем эту святость своим недостойным поведением.

– Это как-то можно исправить? – Да, сегодня мы стоим у истоков этого пути. Люди хотят сделать что-то новое, но они не знают, что из этого получится. И они обращаются за помощью к Господу. Наш президент Владимир Владимирович Путин стоит со свечой в храме. Нам нужно научиться жить на уникальной планете Земля, не уничтожая того, что даровал нам Господь. Бережно относиться к запасам газа и нефти – иначе они когда-то иссякнут. Щадить наши леса, реки, воз- дух. Изменить себя, наконец. Научиться спрашивать прежде всего с себя и никого не осуждать. Сделать это можно толь- ко с помощью Божией. России нужен новый тип личности с устойчивыми нравственными качествами, любящий свою страну, знающий историю своего рода, готовый служить Богу-отцу и матери России.

– Где взять таких людей? – Они уже появляются. Молодые люди, которые приходят учиться в духовные семинарии, сознательно выбирают делом своей жизни служение Богу, России и людям. Вот сейчас мы с вами находимся в Арьёвском храме Рождества Иоанна Крестителя. Построенный совсем недавно, по милости Божьей он уже стал школой становления таких священно- служителей, которым по силам возглавить благочиния. Строивший храм протоиерей Валерий Юшков возглавляет сейчас Уренское благочиние, иерей Антоний Кочетов – благочинный в Шаранге. Я уверен, что и Вячеслав Степанков, который несёт службу в Арьёвском храме сейчас, тоже в скором времени станет благочинным. На них возложена огромная ответственность перед Богом за людей, которые ходят, а то и вовсе не ходят в храмы. Кто такой поп? Пастырь овец православных, который отвечает за духовную жизнь православных верующих, выступает посредником в общении человека с Богом, берёт на себя чужие грехи. Сегодня – это ещё и миссионер, который идёт в народ, чтобы рассказать ему о Боге.

– Да, такие люди есть. Но они скорее исключение, чем правило. Большинство же живёт по принципам: наглость – второе счастье, кто успел, тот и съел. – Мода на наглость и эгоизм действительно есть. Но она пройдёт. Человек, живущий по таким принципам, никогда не найдёт своего счастья. Ибо самой природой заложено в человеке двойственное начало: у нас два глаза, два уха, два лёгких, и если один из этих органов слабеет или выходит из строя, его функции берёт на себя парный орган. Вот и человек должен найти свою пару и жить в служении друг другу и своим детям. От это- го, в конечном счёте, зависит не только его личное счастье, но и продолжение рода и продолжение всей земной жизни. Беседовала Татьяна ЖУРАВЛЁВА.

СПРАВКА

Епископ Августин. В миру Анатолий Иванович Анисимов. Родился 14 января 1945 года в Москве. По окончании школы проходил срочную службу в армии. В 1977 году окончил Мо- сковский Всесоюзный юридический институт по специально- сти «правоведение». Работал консультантом в Инюрколлегии, инспектором-искусствоведом в Художественном фонде РСФСР, заместителем начальника Управления механизации треста «Мо- странсстрой». Был женат. В 1990 году рукоположен в диаконы, а через год назначен настоя- телем Казанского храма в г. Иваново. 5 сентября 1993 года постри- жен в монашество с именем Августин. Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за её пределами. С 1995 по 2002 год преподавал «Миссиологию» на катехизаторских курсах в Нижнем Новгороде. В 2001 году окончил Московскую ду- ховную семинарию. Преподавал в Иваново-Вознесенской духовной семинарии и Ивановском государственном университете. В декабре 2008 года назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря в Городце, 27 мая 2009 года назначен его наместником. 15 марта 2012 года решением Священ- ного синода избран епископом Городецким и Ветлужским.

Прокрутить вверх